Нарушения памяти в пожилом возрасте


Кандидат медицинских наук Локшина А. Б

Вторая половина XX века характеризовалась значительными изменениями возрастной структуры населения с тенденцией к увеличению лиц пожилого и старческого возраста. В 2000 году в мире было около 400 миллионов человек в возрасте старше 65 лет. Ожидается, что к 2025 году эта возрастная группа может увеличиться до 800 миллионов. При этом от 50 до 75 % пожилых людей жалуются на нарушения памяти. В настоящее время, врачам различных специальностей необходимо знать и учитывать в своей практической деятельности те особенности, которые характеризуют пожилых людей.

Поскольку возраст является самым сильным и независимым фактором риска нарушений памяти и других высших мозговых (когнитивных, познавательных) функций, количество людей с подобными расстройствами увеличивается одновременно с ростом в популяции числа лиц пожилого возраста.
К высшим мозговым, или когнитивным (познавательным) функциям относятся наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. К этим функциям относятся:
• восприятие информации - обобщение;
• обработка и анализ информации, вынесение умозаключений, принятие решения – мышление;
• запоминание и хранение информации - память;
• обмен информацией - речь

При наличии нарушений одной или нескольких из этих функций врачи используют термин “когнитивные расстройства”. Эти нарушения возникают вследствие различных заболеваний головного мозга и влияют на эффективность обучения, профессиональной, бытовой и социальной деятельности.
Память – одна из основных высших мозговых функций. Именно снижение памяти, забывчивость - в первую очередь беспокоит человека и постепенно начинает мешать осуществлению нормальной жизнедеятельности. Как правило, в начале заболевания нарушается кратковременная память на последние, только что произошедшие события жизни, также могут появляться неуверенность, страх, снижение настроения, изменения поведения. Снижение памяти проявляется в мелочах, таких как пропущенные встречи, потерянные предметы, когда человек забывает, зачем пришел в комнату, “что куда положил”. Многие из этих симптомов, к сожалению, являются нехарактерными, и только врач-специалист может распознать, являются ли данные жалобы проявлениями того или иного заболевания головного мозга и, при необходимости, назначить соответствующее лечение.

Если заболевание вовремя не распознается и адекватное лечение не назначено, потеря познавательных функций постепенно прогрессирует, приводя, в конечном итоге, к следующей фазе заболевания - развитию деменции. Этот термин происходит от латинского слова de mentos, означающего потерю разума. В этом случае, нарушения когнитивных функций выражены настолько, что приводят к затруднениям в обычной для больного бытовой, профессиональной и социальной деятельности. На этапе деменции пациент полностью или частично утрачивает свою независимость и самостоятельность, а при умеренной и тяжёлой деменции - нередко нуждается в постороннем уходе. Очень важно отметить, что деменция является результатом длительного, нередко многолетнего,прогрессирования различных заболеваний головного мозга, в том числе болезни Альцгеймера, сосудистой мозговой недостаточности. При этом, чем раньше начато правильное лечение, тем больших результатов можно добиться.

Нарушение познавательных функций. На какие признаки нужно обратить внимание.
• сложность при выполнении договоренностей
• сложности при выполнении простых действий в быту
• неспособность согласовать предложения в обычной речи
• значительное изменение почерка
• недостаточная концентрация внимания
• чувство чрезмерного напряжения, раздражительность
• быстрая утомляемость
• угнетенное настроение
• снижение круга интересов

Нередко, приходится сталкиваться с заблуждением, что нарушение памяти и других когнитивных функций является нормой в пожилом возрасте. Это не так. Возраст, сам по себе, может рассматриваться как причина относительно небольшого и не прогрессирующего ухудшения памяти и внимания. Нормальным считается снижение этих функций уже после 45 лет, однако характер и степень этого снижения могут широко варьироваться. Возможное возникновение легких нарушений памяти связано с замедлением обработки информации. Это приводит к тому, что пожилым людям несколько труднее приобретать новые знания и навыки, чем людям молодого и среднего возраста, а также работать с несколькими источниками информации из-за снижения способности переключать внимание, что нередко отмечается у лиц пожилого возраста.
При нормальном старении уязвимыми являются следующие функции: быстрота реакции на внешние стимулы, способность к концентрации внимания, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. При этом, остаются сохранными память на текущие и отдаленные события жизни, приобретенные в прошлом навыки, ориентировка во времени и пространстве, адекватная оценка собственной личности, восприятие, речь, счет, мышление и др. При появлении отчетливых нарушений этих функций они должны рассматриваться как признаки патологии головного мозга. Однако, необходимо отметить, что перечисленные выше возрастные изменения познавательных функций не являются обязательными признаками нормального старения. Выраженность возрастных изменений индивидуальна. Широко известно, что многие пожилые лица не уступают людям молодого и среднего возраста по возможностям памяти и интеллекта. В этих случаях принято говорить о так называемом успешном старении. Таким образом, причины нарушений памяти в пожилом возрасте многообразны. В их основе могут лежать как естественные возрастные изменения, так и различные заболевания головного мозга. Свой вклад в развитие нарушений памяти могут вносить изменения настроения, возможные терапевтические, инфекционные, воспалительные заболевания, черепно-мозговая травма, нарушения обмена веществ и др.
Как в России, так и в других странах мира, существует несколько серьезных проблем, связанных с несвоевременной диагностикой когнитивных расстройств:
Недостаточная информированность населения. Именно поэтому пациенты и их родственники могут долго не обращаться к врачу, вплоть до этапа развития крайне тяжелых нарушений, когда полностью утрачиваются навыки самообслуживания. При этом - возможности помощи пациентам весьма ограничены.
Поздняя диагностика когнитивных нарушений - недостаточное знание врачами разных специальностей методов диагностики данного заболевания.
Ошибочное мнение врачей и пациентов о неэффективности терапии нарушений памяти.

Клиническая практика показывает, что на современном этапе развития медицины и фармакологии терапия когнитивных нарушений, особенно на ранних этапах развития заболевания, имеет существенные шансы на успех.Именно поэтому, в настоящее время, необходимо проведение образовательных курсов для врачей по проблемам нарушений памяти и других когнитивных функций, а также широкое информирование пожилых людей о методах профилактики и лечения деменции, о проявлениях и симптомах этого заболевания, обязательности своевременной диагностики и лечения.
Итак, деменция и старение - не одно и то же. Легкая забывчивость при старении, сама по себе, – не повод для тревоги и может являться нормой в пожилом возрасте, но если отмечается недостаток возможностей для осуществления профессиональной или бытовой деятельности, по сравнению с тем, что было прежде, то необходимо обратиться к врачу-специалисту, пройти нейропсихологическое обследование. При необходимости, назначаются клиническое и биохимическое исследование крови, нейровизуализация (компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга), электрофизиологические и другие методы исследования. Только врач-специалист имеет право и способен назначитьтерапию и правильно лечить пациента в дальнейшем.

Когда следует обратиться к специалисту:
Память и внимание, настроение, "собранность" ухудшились по сравнению с недавним прошлым (3-5 месяцев)
Нарушения памяти и внимания вызывают затруднения в повседневной жизни и/или профессиональной деятельности
Родственники отмечают нарушения памяти и внимания
Если помимо нарушения памяти у Вас отмечаются такие заболевания как инсульт, инфаркт, преходящие нарушения мозгового кровообращения. Вам поставлен диагноз ИБС, артериальная гипертония, дисциркуляторная энцефалопатия, сахарный диабет.

Лечение пациентов.
Оптимальное лечение больных с нарушениями памяти предусматривает:
• раннее выявление нарушений памяти и других познавательных функций;
• определение характера и тяжести нарушений, установление правильного диагноза;
• динамическое наблюдение за больным;
• раннее начало лечения;
• длительность и непрерывность проводимой терапии;
• лечение сопутствующих неврологических, психических и соматических расстройств;
• медицинская, социальная и профессиональная реабилитация.

Выбор терапевтической тактики, во многом, определяется выраженностью нарушений. Данные международных и отечественных исследований показали, что на этапе деменции достоверный положительный эффект в отношении когнитивных функций оказывают препараты, относящиеся к заместительной терапии. Эти лекарственные средства влияют на обмен веществ, необходимых для нормального взаимодействия нервных клеток между собой, дефицит которых возникает при большинстве заболеваний, приводящих к развитию деменции. К этим препаратам относятся акатинол мемантин и ингибиторы ацетилхолинэстеразы (галантамин, ривастигмин, донепезил). На ранних стадиях развития заболевания используется более широкий спектр препаратов, как правило, нейропротективного (защитного) действия, влияющих на улучшение кровотока и обмена веществ в мозговой ткани. В каждом конкретном случае лечащий врач подбирает необходимую схему лечения и дозировку лекарственных средств. При наступлении деменции препараты, как правило, назначаются для длительного и непрерывного (многолетнего) применения.
Применение современных лекарственных препаратов способствует стабилизации или улучшению состояния пациента, уменьшению выраженности нарушений, нормализации поведения и адаптации в повседневной жизни, что, в конечном итоге, приводит к повышению качества жизни не только самого больного, но и его ближайшего окружения.
Основными целями и возможностями терапии, особенно на ранних стадиях заболевания, являются: улучшение состояния памяти и внимания, замедление прогрессирования заболевания, профилактика и лечение расстройств в эмоциональной сфере, улучшение возможностей пациента к общению и повышению общего жизненного тонуса, нормализация поведения в быту, восстановление навыков профессиональной деятельности. Даже на более поздних этапах развития деменции назначение современных лекарственных препаратов нередко приводит к активизации умственных и психических процессов, способствует, как можно более длительному сохранению возможности самообслуживания и, насколько это возможно, замедлению прогрессирования заболевания, что позволяет избежать зависимости от постоянного ухода.

Дополнительно, но очень важно для пациента:
• сохранение активного образа жизни (прогулки на свежем воздухе).
• тренинг памяти, внимания (решение кроссвордов, сохранение хобби, чтение книг и газет).
• активное общение (родственники, друзья, соседи).

Социально-значимая благотворительная программа ”Профилактика и охрана здоровья инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны на базе учреждений социальной защиты населения г. Москвы”, которая выполняется Региональной общественной организацией инвалидов ”Здоровье человека”, позволила выявить среди пожилого населения ранние признаки когнитивных расстройств с целью своевременной профилактики и лечения деменции.
На базе районных центров социального обслуживания населения г. Москвы специалистами РООИ «Здоровье человека» организованы информационно-просветительские «школы» и лекции для повышения общей грамотности пожилых людей по профилактике и лечению деменции, ее проявлениях и симптомах, по организации здорового образа жизни. Во время этих лекций проводится скрининговое нейропсихологическое исследование когнитивных функций при помощи простейших нейропсихологических тестов. К сожалению, данные этого исследования свидетельствуют о значительной распространенности нарушений когнитивных функций той или иной степени выраженности среди пожилых людей, пришедших на лекции (не менее 70 %). По его результатам пациентам было рекомендовано записаться на прием к врачам (неврологам и психиатрам), специально подготовленным по проблеме когнитивных нарушений, в Медицинский центр ”Здоровье человека”. После расширенного неврологического и нейропсихологического обследования пациентов специалистами в медицинском центре во многих случаях были своевременно выявлены нарушения памяти и других когнитивных функций, в том числе на ранних стадиях развития заболевания. В каждом случае индивидуально была подобрана необходимая схема лечения пациента и дозировка лекарственных препаратов, медицинское наблюдение продолжается в динамике.
нарушение памяти у детей.

Нарушение памяти у детей - это частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта; амнезия может быть органического или эмоционального генеза.

При каких заболеваниях возникает нарушение памяти у детей:

Грубые и стойкие расстройства памяти, встречающиеся у взрослых, в детском возрасте наблюдаются сравнительно редко.
Амнезия у детей обычно проявляется полным или частичным выпадением воспоминаний о впечатлениях, имевшихся в период помраченного сознания. Такие состояния, как кома, сопор, выраженное оглушение, сумеречное помрачение сознания, аментивное состояние, сопровождаются полной амнезией. При других формах помраченного сознания (делирий, онейроид, легкое оглушение) амнезия может быть частичной, парциальной.
Особую форму амнезии представляют наблюдающиеся при алкоголизации подростков палимпсесты, т. е. выпадение воспоминаний о событиях и поведении в период опьянения. В отличие от взрослых, палимпсесты у подростков возможны при первых алкогольных опьянениях. Этому способствуют черепно-мозговые травмы и мозговые инфекции в анамнезе, а также эпилептоидная акцентуация характера.
Ретроградная амнезия, т. е. утрата воспоминаний о событиях, предшествовавших психическому заболеванию или помрачению сознания, у детей и подростков, как правило, охватывает короткий отрезок времени и выражена неотчетливо.
Наиболее частым расстройством памяти в детском и подростковом возрасте является дисмнезия, т.е. сочетание ослабления способности запоминания с нарушением сохранения (ретенции) и воспроизведения (репродукции) материала памяти. В отличие от амнезии нарушения отдельных сторон памяти при этом не столь глубоки. 
Как правило, прежде всего страдает запоминание и особенно воспроизведение недавних событий, а также вновь усвоенных сведений, например, недавно приобретенных школьных знаний, содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и т.п.
Дисмнестические нарушения более отчетливо выявляются у детей школьного возраста. В дошкольном возрасте признаками дисмнестических расстройств могут быть замедленное запоминание стихов и песен, затруднения в воспроизведении содержания неоднократно прочитанных ребенку сказок и рассказов, быстрое забывание имен знакомых детей, а также имен персонажей из прочитанных книг.
У детей младшего возраста выявить дисмнестические нарушения труднее ввиду того, что память в этом возрасте в основном образная, а не словесно-логическая. 
О недостаточности мнестических функций у ребенка младшего возраста можно судить по тому, что он быстро забывает, где шкафчик с одеждой в детском саду, где висит его полотенце, с трудом находит свою игрушку или какую-либо часть одежды среди подобных предметов, принадлежащих другим детям. 
Расстройства памяти в этом случае проявляются преимущественно в нарушениях функции узнавания, которая при расстройствах памяти у детей более старшего возраста и у взрослых страдает редко.
Легкие преходящие дисмнестические расстройства у детей школьного возраста наблюдаются при церебрастенических состояниях разного происхождения.







Дополнительные услуги для пациентов
1. Выпуск и бесплатное предоставление методической литературы по различным заболеваниям
2. Первичный отбор на проведение нейрохирургического вмешательства больных с болезнью Паркинсона, эссенциального тремора, эпилепсии и др.
3. Проведение школ здоровья для пациентов и родственников «Как жить с болезнью Паркинсона, эпилепсией и тд.»
4. Бесплатный консультационный форум «Болезнь Паркинсона. Вопросы пациента - ответы доктора».
5. Создание индивидуальных соматических паспортовздоровья
6. Возможность организации консультации с ведущими профессорами РФ (Москва, Санкт-Петербург и тд.), крупных государственных и частных клиник и кафедр (очно, заочно, телемедицина)